Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2019. Том 9. № 1. С. 92–106
doi:10.21638/spbu16.2019.107
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Влияние субъективной сложности целей на величину интерференции в тесте «Рисунок-Слово»
Аннотация
В настоящее время существует множество модификаций Струп-теста, среди которых наибольшей популярностью пользуется интерференционный тест «Рисунок-Слово». В данной экспериментальной парадигме от участников требуется на скорость называть изображения предметов (цели), игнорируя наложенные поверх них слова-дис- тракторы. Словесные стимулы в значительной мере снижают скорость называния целей в сравнении с контрольным условием — наблюдается эффект интерференции. Поскольку методика позволяет использовать неограниченное число уникальных целей и дистракторов, характеристики целей в ней могут варьироваться независимо от характеристик дистракторов. В частности, становится возможным варьирование фактора, обозначаемого в данной работе как субъективная сложность целей. Примером усложнения целей является их фрагментация: наложение поверх изображения прозрачной маски с закрашенными участками снижает скорость его опознания. Представленный фактор заслуживает особого внимания в связи с тем, что ведущие теории Струп-интерференции дают взаимоисключающие прогнозы касательно его влияния на величину интерференции. Согласно теориям соревнования, рассматривающим интер- ференционное влияние дистракторов как следствие автоматических процессов отбора релевантной задаче информации, усложнение целей должно вести к повышению интерференции. Обратный прогноз дается в рамках теорий контроля, рассматривающих Струп-интерференцию как следствие работы произвольного внимания. Целью настоящей работы является выявление направленности эффекта субъективной сложности целей в тесте «Рисунок-Слово». В проведенном исследовании субъективная сложность целей варьировалась двумя способами: (1) посредством использования незнакомых испытуемым целей и (2) посредством их фрагментации. В обоих экспериментах были получены идентичные результаты. Усложненные цели назывались медленнее простых изображений. При этом интерференционное влияние дистракторов на скорость называния усложненных целей значимо снижалось. Нами делается вывод о том, что величина интерференции в тесте «Рисунок-Слово» обратно пропорциональна субъективной сложности целей. Полученные результаты согласуются с прогнозами теорий контроля, в число которых входят концепции Д. Канемана и В. М. Аллахвердова.
Литература
MacLeod C. M. Half a century of research on the Stroop
effect: An integrative review // Psychological Bulletin. 1991. Vol. 109, N 2.
P. 163–203.
Информация об авторах
Сопов Михамл Сергеевич, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: mikhail.sopov@gmail.com
Стародубцев Алексей Сергеевич, исследователь, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9322-6911, e-mail: fleksbr@yandex.ru
Мирошник Кирилл Геннадьевич, Студент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: cyril.miroshnik@gmail.com
Метрики
Просмотров
Всего: 100
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 45
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0