Влияние субъективной сложности целей на величину интерференции в тесте «Рисунок-Слово»

45

Аннотация

В настоящее время существует множество модификаций Струп-теста, среди которых наибольшей популярностью пользуется интерференционный тест «Рисунок-Слово». В данной экспериментальной парадигме от участников требуется на скорость называть изображения предметов (цели), игнорируя наложенные поверх них слова-дис- тракторы. Словесные стимулы в значительной мере снижают скорость называния целей в сравнении с контрольным условием — наблюдается эффект интерференции. Поскольку методика позволяет использовать неограниченное число уникальных целей и дистракторов, характеристики целей в ней могут варьироваться независимо от характеристик дистракторов. В частности, становится возможным варьирование фактора, обозначаемого в данной работе как субъективная сложность целей. Примером усложнения целей является их фрагментация: наложение поверх изображения прозрачной маски с закрашенными участками снижает скорость его опознания. Представленный фактор заслуживает особого внимания в связи с тем, что ведущие теории Струп-интерференции дают взаимоисключающие прогнозы касательно его влияния на величину интерференции. Согласно теориям соревнования, рассматривающим интер- ференционное влияние дистракторов как следствие автоматических процессов отбора релевантной задаче информации, усложнение целей должно вести к повышению интерференции. Обратный прогноз дается в рамках теорий контроля, рассматривающих Струп-интерференцию как следствие работы произвольного внимания. Целью настоящей работы является выявление направленности эффекта субъективной сложности целей в тесте «Рисунок-Слово». В проведенном исследовании субъективная сложность целей варьировалась двумя способами: (1) посредством использования незнакомых испытуемым целей и (2) посредством их фрагментации. В обоих экспериментах были получены идентичные результаты. Усложненные цели назывались медленнее простых изображений. При этом интерференционное влияние дистракторов на скорость называния усложненных целей значимо снижалось. Нами делается вывод о том, что величина интерференции в тесте «Рисунок-Слово» обратно пропорциональна субъективной сложности целей. Полученные результаты согласуются с прогнозами теорий контроля, в число которых входят концепции Д. Канемана и В. М. Аллахвердова.

Общая информация

Ключевые слова: Струп-интерференция, тест Струпа, субъективная сложность целей, новизна целей, фрагментация целей

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.107

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-013-01212.

Для цитаты: Сопов М.С., Стародубцев А.С., Мирошник К.Г. Влияние субъективной сложности целей на величину интерференции в тесте «Рисунок-Слово» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Том 9. № 1. С. 92–106. DOI: 10.21638/spbu16.2019.107

Литература

MacLeod C. M. Half a century of research on the Stroop effect: An integrative review // Psychological Bulletin. 1991. Vol. 109, N 2. P. 163–203.

Информация об авторах

Сопов Михамл Сергеевич, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: mikhail.sopov@gmail.com

Стародубцев Алексей Сергеевич, исследователь, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9322-6911, e-mail: fleksbr@yandex.ru

Мирошник Кирилл Геннадьевич, Студент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: cyril.miroshnik@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 100
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 45
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0