Образовательная среда интерната как фактор психологической готовности к материнству девушек-сирот

67

Общая информация

Рубрика издания: Риски и перспективы развития в подростковом возрасте

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Егорова М.А., Миронова С.И. Образовательная среда интерната как фактор психологической готовности к материнству девушек-сирот // На пороге взросления.

Фрагмент статьи

В настоящее время психологические проблемы подростков – воспитанников интернатных учреждений получают широкий общественный резонанс благодаря освещению как в научно-популярной литературе, так и в средствах массовой информации. Следует отметить позитивные сдвиги в решении вопроса жизнеустройства детей-сирот и признании приоритета семейного воспитания. Тем не менее, институализированные формы остаются ведущими, поэтому анализ образовательной среды интерната является основным инструментом познания социально-психологических рисков вхождения сирот в самостоятельную жизнь. Понятие «образовательная среда» включает систему педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия способностей и личностных особенностей учащихся. Образовательная среда призвана обеспечивать активную позицию учащихся в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие [8]. Согласно эколого-личностной модели, разработанной В. А. Ясвиным, образовательная среда, обладающая развивающим эффектом, раскрывает комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (учащихся и педагогов) на пространственно-предметном, социальном и организационнотехнологическом уровнях [14] .

Литература

  1. Брутман В. И. Влияние семейных факторов на формирование девиант­ного поведения матери / В. И. Брутман, А. Я. Варга, И. Ю. Хамитова // Психологический журнал. – 2000. – № 2. – С. 79–87.
  2. Егорова М. А. Психологическое обеспечение образовательной среды в школе-интернате // Обучение и воспитание детей-сирот. Хрестоматия. – М.: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008. С. 258–280.
  3. Кулагина И. Ю., Сенкевич Л. Ф., Сенкевич Л. В., Столярова Г. И. Подро­сток без семьи: интеллект, потребности, мотивы / Монография. – Тула, 2005. – 230 с.
  4. Лисина М. И. Проблемы онтогенез аобщения. – М., 1986. – 372 с.
  5. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопро­сы психологии. – 2000. – № 5. – С. 18–27.
  6. Миронова С. И. Психологическая готовность к материнству у девушек в условиях интернатных учреждений // Молодые ученые – столичному об­разованию. Материалы IX научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования город­ского подчинения. – М.: МГППУ, 2010. С. 33 – 35.
  7. Павлычева Т. Н. Социально-психологические аспекты адаптированно­сти выпускников сиротских учреждений в открытом социуме. Автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.05.: М., 2 010. – 26 с.
  8. Панов В. И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педа­гогика. – 2001. – № 4.
  9. Проселкова М. О. Особенности психического здоровья детей-сирот. Ав­тореф. дисс. … канд. мед. наук: 14.00.18.: М., – 2002. – 25 с.
  10. Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – № 5. – C. 81–88.
  11. Хломов К. Д., Ениколопов С. Н. Исследование психоэмоциональных и индивидуально-характерологических особенностей беременных с угро­зой прерывания // Перинатальная психология и психология родитель­ства. – 2007. – № 3. – С.38–49.
  12. Чурпова М. А. Нарушения интерперсональных отношений и эмоци­онального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье. Автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13.: М., 2007. – 24 с.
  13. Юферева Т. И. Образы мужчина женщин в сознании подростков // Во­просы психологии. – 1985. – № 3. – С. 84–90.
  14. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектирова­нию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

Информация об авторах

Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858, e-mail: egorovama@mgppu.ru

Миронова Светлана Игоревна, педагог-психолог Дворца детского (юношеского) творчества г. Магадана, Магадан, Россия, e-mail: s-zhelnova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1275
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 67
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 5