Особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий
Аннотация
Цель. Проанализировать особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий.
Контекст и актуальность. Данные исследований, преимущественно зарубежных, свидетельствуют о высокой распространенности у детей, вовлеченных в последствия боевых действий или проживающих в зоне военных конфликтов, нарушений различной степени выраженности, от легких проблем адаптации до симптомов посттравматического стрессового расстройства (далее – ПТСР). Такие дети нуждаются в адресной психологической помощи. Исследований, посвященных анализу влияния, которое оказывает боевые действия на детей разных возрастных групп, на сегодня немного, специалисты испытывают дефицит компактных инструментов, позволяющих комплексно оценить актуальное состояние детей и их потребность в психологической помощи.
Дизайн исследования. В работе изучаются особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий. Использован специально разработанный инструмент скрининга в двух версиях: для обучающихся 5–8 классов и 9–11 классов.
Участники. 646 обучающихся 9–11 классов (36% мужского, 64% женского пола), а также 829 обучающихся 5–8 классов (43% мужского, 57% женского пола), преимущественно проживающие на территории Луганской Народной Республики.
Методы (инструменты). В основе исследования – анкета, разработанная для оценки актуального состояния ребенка. Она включает 1) пункты, оценивающие: а) проявления социально-психологической и психической дезадаптации, б) симптоматику посттравматического стрессового расстройства, проявляющуюся в различных сферах жизнедеятельности, в) психологические ресурсы ребенка для совладания со стрессом. В этой части предлагаемой анкеты опрашиваемым предлагалось выбрать из списка те характеристики, которые они у себя наблюдает, на основе множественного выбора: (0-признак отсутствует, 1-признак присутствует). Анкета также содержит пункты, оцениваемые с использованием 10-бальной шкалы Ликерта, направленные на субъективную оценку ребенком своего благополучия в каждой из перечисленных выше сфер жизнедеятельности. Анкета предъявлялась в электронном виде, с использованием платформы AnketologBox (АнкетологБокс). Полученные результаты анализировались с помощью пакета IBM SPSS 27.0.
Результаты. Получены результаты о распространенности и выраженности признаков социально-психологической дезадаптации, а также проявлений, которые можно отнести к признакам ПТСР, субъективному благополучию и психологическим ресурсам обучающихся в совладании со стрессом. Обнаружены значимые различия между обучающимися по критерию пола (в группе обучающихся 9–11 классов) и возраста (в группе обучающихся 5–8 классов), а именно: 1) тенденция к снижению уровня благополучия в указанных сферах с возрастом в рамках средней школы (5–8 класс) и 2) значительно более высокий уровень уязвимости девочек по сравнению с мальчиками в психофизиологической, эмоциональной, поведенческой сферах, а также во взаимоотношениях с близкими (9–11 класс).
Основные выводы. Анализ данных позволил выявить основные особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий: наличие у части детей выраженного неблагополучия в психофизиологической, когнитивной, эмоциональной, коммуникативной и поведенческой сферах, тенденцию к снижению уровня благополучия в указанных сферах с возрастом в рамках средней школы, существование особых групп риска, к которым можно отнести девочек, обучающихся в 9–11 классах. Предложенный инструмент диагностики чувствителен в отношении изучаемых феноменов – от психологических ресурсов совладания со стрессом до признаков дезадаптации у обучающихся, проживающих на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий.
Общая информация
Ключевые слова: обучающиеся , дезадаптация, нарушения , психологические ресурсы , симптомы посттравматического стрессового расстройства, субъективное благополучие, боевые действия
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024000001
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, государственное задание № 073-00038-23-04 от 26 апреля 2023 года: "Научно-методическая разработка комплексной программы психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей".
Благодарности. Авторы благодарят за помощь в процессе разработки диагностического инструментария и сбора данных для исследования сотрудников Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»: Ермолаеву А.В., Дмитриеву Н.Н., Волкова Д.С., Радченко В.В., Шипилову, А.А., Аганину М.О., Комолову О.С., а также Барабан Е.В. – руководителя ГУ «Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия», главного внештатного педагога-психолога Луганской народной республики.
Получена: 02.10.2023
Для цитаты: Ульянина О.А., Александрова Л.А., Дмитриева С.О. Особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий // Социальная психология и общество. DOI: 10.17759/sps.2024000001
Литература
1. Беберашвили З. Джавахишвили Д., Табагуа С. Травма, её природа и пути исцеления. Тбилиси, 2011. 204 с.
2. Гулина М.Н., Гулин Ф., Травма военного детства (Блокада, эвакуация, оккупация). Историко-психологическое исследование. Европейский Дом, 2016. 336 с.
3. Захарова Н.М., Милехина А.В. Особенности психических и поведенческих нарушений у детей, освобожденных из иракской тюрьмы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 225–235. DOI:10.17759/psylaw.2019090416
4. Захарова Н.М., Милехина А.В. Комплекс реабилитационных мероприятий в отношении несовершеннолетних, возвращенных в Россию из зон боевых действий // Евразийский Союз Ученых. 2020. №11-2 (80). С. 13-18. DOI:10.31618/ESU.2413-9335.2020.2.80.1101.
5. Захарова Н.М., Цветкова М.Г. Психические и поведенческие нарушения у мирного населения региона, подвергшегося локальным военным действиям [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 185–197. DOI:10.17759/psylaw.2020100413.
6. Сарджвеладзе Н., Джавахишвили Д., Беберашвили З. Травма и психологическая помощь. Москва: Смысл, 2019. 182 с.
7. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 272 с.
8. Трубицына Л.В. Процесс травмы. Москва: Смысл, 2012. 224 с.
9. Al-Sheikh Niveen A.M. and Thabet A.A.M. Post-Traumatic Stress Disorder due to War Trauma, Social and Family Support among Adolescent in the Gaza Strip [Электронный ресурс] // Journal of Nursing and Health Sciences. 2017. Volume 3. Issue 2. URL: https://www.alliedacademies.org/articles/stress-trauma-and-posttraumatic-stress-disorder-among-adolescents-in-the-gaza-strip-8249.html (дата обращения: 20.12.2023).
10. Baker А., Shalhoub-Kevorkian N. Effects of Political and Military Traumas On Children: The Palestinian Case // Clinical Psychology Review. 1999. Vol. 19, №. 8. P. 935–950. DOI:10.1016/s0272-7358(99)00004-5.
11. Can functional emotion regulation protect children's mental health from war trauma? A Palestinian study. / M. Diab [et al.] // Int J Psychol. 2019. Vol. 54(1). P. 42-52. DOI:10.1002/ijop.12427.
12. Children's prolonged exposure to the toxic stress of war trauma in the Middle East / М. Samara [et al.] // British medical journal. 2020. Vol. 371. 6 p. DOI:10.1136/bmj.m3155.
13. El-Khodary B., Samara M. and Askew C. Traumatic Events and PTSD Among Palestinian Children and Adolescents: The Effect of Demographic and Socioeconomic Factors // Front. Psychiatry. 2020. Vol. 11. № 4. 11 p. DOI:10.3389/fpsyt.2020.00004.
14. Hallis D. and Slone M. Coping Strategies and Locus of Control as Mediating Variables in the Relation Between Exposure to Political Life Events and Psychological Adjustment in Israeli Children [Электронный ресурс] // International Journal of Stress Management. 1999. Vol. 6, № 2. P.105-123. DOI:https://doi.org/10.1023/A:1022980310481.
15. Kuterovac G., Dyregrov A., Stuvland R. Children in war: a silent majority under stress // The British journal of medical psychology. 1994. Vol. 67. P. 363-75. DOI:10.1111/j.2044-8341. 1994.tb01804.x.
16. Military trauma and social development: The moderating and mediating roles of peer and sibling relations in mental health / K. Peltonen, S. Qouta, E.E. Sarraj, R.-L. Punama // International Journal of Behavioral Development. 2010. Vol. 34. P. 554–563. DOI:10.1177/0165025410368943.
17. Qeshta H., Hawajri A.M.A, Thabet A.M. The Relationship between War Trauma, PTSD, Anxiety and Depression among Adolescents in the Gaza Strip // Health Sci J. 2019. Vol.13. № 1. 13 p. DOI:10.21767/1791-809X.1000621
18. Thabet A., EL-Buhaisi O., Vostanis P. Trauma, PTSD, Anxiety, and coping strategies among Palestinians adolescents exposed to War on Gaza // The Arab Journal of Psychiatry. 2014. Vol. 25. № 1. P. 71-82. DOI:10.12816/0004117.
19. Thabet A.A.M, Thabet S.S. Coping with trauma among children in South of Gaza Strip // Psychology and Cognitive Sciences. 2017. Vol. 3 (2). P. 36-47. DOI:10.17140/ PCSOJ-3-122.
20. Tyano S. Post-traumatic stress disorder in Israeli children // Bulletin of the Board of International Affairs of the Royal College of Psychiatrists. 2003. № 2. P. 7-8. DOI:10.1192/S1749367600006421.
21. Wietse A.T., Song S., Jordans M.J.D. Annual Research Review: Resilience and mental health in children and adolescents living in areas of armed conflict – a systematic review of findings in low- and middle-income countries // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2013. Vol. 54. № 4. P. 445-460. DOI:10.1111/jcpp.12053.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 145
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 72
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 18