Психологическая уникальность ребусов как когнитивных задач на понимание смысла

152

Аннотация

В статье обсуждается применимость ребусов в когнитивном исследовании. Проведен анализ когнитивной структуры ребусов. Сделан разбор интеллектуальных действий респондентов на каждом этапе решения. На примерах показано влияние различных когнитивных привычек и субъективного опыта респондентов на решение интеллектуальных задач. Описаны история появления ребусов как текстов со скрытым смыслом и динамика их изменений как задач на понимание завуалированного авторского послания. Ребусы рассматриваются как разновидность бинарных текстов, в которых автором заложено два смысловых плана. Явный (изобразительный) смысловой план должен быть правильно «прочитан» зрителем. Скрытый (вербальный) должен быть верно реконструирован во внутреннем ментальном пространстве человека, решаю- щего задачу, а затем эксплицирован в виде слова-решения для головоломки. Описаны интеллектуальные подсказки и ловушки, специально расставленные автором для зрителя на пути поиска слова-отгадки. Поэтому особое внимание уделено адекватной реконструкции авторского замысла как необходимого условия для быстрого и успешного решения ребусов. Обсуждается уникальность когнитивного устройства ребусов для развития и тренировки двух языков мышления — вербального и образного, взаимообратимый перевод информации между которыми является одним из базовых критериев полноты понимания смысла сообщения. Описано пять специфичных для ребусов когнитивных препятствий, которые преодолевает человек, решающий эти головоломки: адекватность опознания и именования изображенных объектов; нахождение критериев различения значимой и незначимой информации; понимание инструкций по разгадыванию ребусов; синтезирование слова-отгадки; умение реконструировать авторский замысел. Выявлены типичные интеллектуальные затруднения, характерные для каждого из пяти перечисленных когнитивных препятствий, с которыми сталкивались респонденты в процессе работы с заданиями стимульного набора. Обоснована потенциальная применимость ребусов для выявления отдельных аспектов интеллектуальной работы, к которым могут оказаться малочувствительны другие способы исследования ума.

Общая информация

Ключевые слова: понимание, мыслительный процесс, бинарный текст, скрытый смысл, когнитивная задача, когнитивное препятствие, когнитивные навыки

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.206

Для цитаты: Целяева С.И. Психологическая уникальность ребусов как когнитивных задач на понимание смысла // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Том 9. № 2. С. 187–206. DOI: 10.21638/spbu16.2019.206

Литература

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона в 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами. Электронная библиотека «Вехи». URL: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 18.06.2018).

Информация об авторах

Целяева Сетлана Игоревна, педагог-психолог, Санкт-Петербургский государственный университет, ППМС-центр «Развитие» Центрального района Санкт-Петербурга,, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: svetlafot@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 119
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 152
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0